История фейерверков. Создание
История фейерверков. Создание .
Мудрые китайцы изобрели в свое время порох отнюдь не для военных целей. Они изобрели его для фейерверков.
Многие народы с глубокой древности украшали свои праздники огненно -
световыми эффектами. Сначала были большие ярко горящие костры или
множество мелких огоньков - иллюминация . Постепенно огненно - световые
представления совершенствовались и , в конце концов , стали тем , что мы
сейчас называем фейерверками .
Письменные источники прошлого сохранили мало сведений о огненно - световых зрелищах и культурной жизни народов.
Греки и римляне к празднику лампадарий устраивали иллюминации со сжиганием множества светильников в честь богини Минервы и в знак благодарности Богу Вулкана . Прометея чествовали за то , что дал огонь людям . А у древних египтян было даже праздник под названием " светильники ". Достоверно известно , что уже во времена Александра Македонского индийцы владели искусством украшения своих праздников огненных - световыми эффектами. В древних славян многие обряды были связаны с огнем , особенно поклонение богу- громовержца Перуна. В своих обрядах славяне чествовали и солнце , которое на земле олицетворялось с огнем - " священный " дар небесного светила. Определенный скачок в развитии пиротехники в целом , и фейерверочных искусств частности , произошел после изобретения Калиник гелиопольскому в 668 г. так называемого "греческого огня" . Огонь этот был двух типов: метательный и палящий . Первый имел свойство пороха и выбрасывал каменные ядра из металлических труб . Второй , способный сильно гореть , греки выдували из длинных труб , под напором вылетали огненные шары , которые обжигали пехоту и кавалерию. Состав "греческого огня" хранился греками около 400 лет в секрете , и постоянно употреблялся ими в военном деле и фейерверках .
Но все-таки коренной переворот в пиротехнике и фейерверочных искусств, безусловно, произошел после открытия и широкого применения пороха, благодаря которому стало возможным регулировать скорость и силу горения составов посредством изменения их дозировки. Предполагают, что порох существовал в Индии и Китае задолго до того , как появился в Европе. Китайцы еще до 9 века использовали бамбуковые хлопушки для изгнания злых духов. О применении пороха в военном деле достоверно известно, что широкое распространение артиллерии в Китае относится к началу XIII века. В Италии артиллерия была уже известна в 1326 году. На Руси первые артиллерийские орудия появились в 1389 году, во время княжения Дмитрия Донского. Практически одновременно с применением пороха в артиллерии он стал применяться и для устройства фейерверков.
Лучшими мастерами по устройству фейерверков в XIV - XV веках по праву считались итальянцы. Они устраивали свои фейерверки на деревянных помостах , украшенных статуями и живописно , широко использовали иллюминацию. Статуи извергали языки пламени , а живописные полотна представляли собой транспаранты , подсвеченные огнем. Роскошные , дорогие фейерверки устраивались , как правило , в особо торжественных случаях, таких , как коронация царствующих особ , их дни рождения , в дни главных религиозных праздников. Таким образом , уже начиная с XIV века о фейерверках можно говорить , как о виде зрелищного искусства .
На Руси систематическое проведение "
огненных потех " началось с конца XIV века , когда стали применять порох
в артиллерии. Целенаправленно на государственном уровне устройством
фейерверков стали заниматься при Иване Грозном. Тогда в стрелковом полку
была введена должность " порохового заведующего " , в чьи обязанности ,
помимо военных , входило также изготовление и запуск фейерверков. В
некоторых источниках указывается , что Лжедмитрий I в ознаменование
своего бракосочетания с Мариной Мнишек устроил большой фейерверк на
Москве- реке против царских палат. При дворе царя Михаила Федоровича
(1596 -1645 гг . ) Была учреждена особая " потешная палата" , имевшая
штат " потешники " , которые организовывали различные развлечения , в
том числе и " огненные потехи" . В " Уставе ратных , пушечных и других
дел , касающихся до воинской науки" , составленном в начале XVII века ,
приведены данные об изготовлении различных пиротехнических составов. К
концу XVII века со стороны наиболее культурной части феодальной знати и
дворянства стал проявляться большой интерес к фейерверочных развлечениям
. Сжиганием фейерверков увлекались князь Ф.Ю.Ромодановский , лично
занимался изготовлением и испытанием фейерверочных изделий , князь В. В.
Голицына , боярин П.В.Шереметев и инши.З конца XVIII века фейерверочных
искусство в России тесно связано с именем Петра I. Еще в молодости , в
17-летнем возрасте , он интересовался фейерверками , лично изготовляя
фейерверочные фигуры , и с участием окружавших его лиц сжигал их.
Эффектные фейерверочных представления устраивались молодым царем на
рождество , масленицу и т.п. Расширению производства различных
фейерверочных изделий способствовало создание в 1680 году в Москве
специального ракетного заведения , которым были определены точные
величины наружных диаметров фейерверочных гильз - калибры по весу
свинцовых шаров заданных размеров . Петр I постоянно интересовался
зарубежными достижениями в области пиротехники и фейерверочных искусства
, выписывал из-за границы книги на эту тему. Для устройства
фейерверочных представлений он иногда привлекал иностранных специалистов
, проживавших в " немецкой слободе " . Однако следует отметить , что
российские пиротехники умели уже тогда не хуже своих иностранных коллег
производить фейерверки и устраивать фейерверки . Деятельность
основанного Петром I ракетного заведения позволила существенно улучшить
качество и разнообразие фейерверочных составов.При изготовлении
фейерверочных изделий стали применяться : искристые , искристо -
форсовие , серные , селитра - серные с добавлением красящих солей
составы , позволившие качественно улучшить зрелищный эффект
фейерверочных изделий и увеличить их производство . К началу XVIII века
русские мастера - пиротехники изготовляли в больших количествах
практически все виды фейерверочных изделий , известных в Европе. "
Верховые " фигуры были представлены различными типами ракет и шутих . "
Срединные " - римскими свечами и Бурак . " Низовые " - фонтанами , Форс ,
шлагами , марсовым огнем. Изготавливались фейерверки , горящие на воде,
- дукеры и квакари .
При
Петре I огненно - световым зрелищам и эффектам отводилась большая роль в
декоративном оформлении новогодних празднеств . Тот факт , что в указе
сказано: чтобы все знатные люди , дворяне , служилые люди и купцы должны
были выпустить " несколько ракет , сколько у кого случится" ,
свидетельствует о значительном производстве фейерверочных изделий .
Также проводились специальные фейерверочные представления с
использованием декораций. Процедура подготовки и проведения
фейерверочных представлений в первой половине XVIII века была следующей.
Сначала поступало официальное поручение Академии наук составить
программу . Эту обязанность нередко выполняли видные ученые того времени
М.В.Ломоносов , И. П. Кулибин и др. Они использовали свои знания в
области геральдики , мифологии , истории , химии и , сообразуясь с
поводом торжества , составляли подробную программу . Если программа
писалась на немецком языке , то ее переводили на русский , в зтом
принимали участие такие известные литераторы , как В. К. Тредиаковский ,
М. В. Ломоносов и др. После программу отсылали в канцелярию Артиллерии и
фортификации , где давали указания на изготовление пиротехнических
изделий , необходимых для фейерверка. Затем строился "фейерверочный театр"
- огромный помост , на котором размещались все перечисленные в
программе фигуры, стеллажи, декорации и т.д. Иногда в фейерверочных
представлениях принимали участие войска местных гарнизонов , которые
производили пушечный салют. В местах , где была опасность возгорания ,
дежурили сторожа , публика получала программу фейерверка. В течение
всего XVIII века фейерверочных представления занимали первостепенное
место в программах различных праздников. В Петербурге, на стрелке
Васильевского острова , а 1730 построили особый открытый театр для
показа фейерверков.
В 1809 году под руководством графа А.А.Аракчеев
было разработано "Положение о фейерверках " , которое систематизировал и
поставило под контроль государства производство фейерверочных изделий и
проведение фейерверков . Любой желающий мог заказать в военной
лаборатории необходимое количество фейерверочных изделий и проведение
фейерверка . Личный состав лаборатории был в состоянии провести
фейерверк , если возникала такая необходимость .
В начале XIX века фейерверочных искусство в России
было на вершине своего подъема . Как и ранее, в основном фейерверочных
изделия изготавливались на основе искрящихся складов . Для цветных огней
употреблялись селитры - серные соединения с добавлением красящих солей.
В первой половине XIX века фейерверочных искусство обогатилось двумя
новшествами : ракетами с парашютом и боевыми ракетами. Первые позволяли
увеличить время горения в воздухе цветных огней за счет медленного
спускания их на парашюте. Вторые дали возможность увеличить вес начинки (
звездок , швермеров , огненного дождя) ракет. Это значительно усилило
зрелищный эффект фейерверка . Открытие французским химиком К.Бертолле
химического соединения хлората калия , названного позднее " бертолетовой
солью " , послужило основой для создания ярких цветных огней.
Впоследствии открытия хлорноватой кислот , бариевых и стронциевые ,
позволило еще больше повысить насыщенность и яркость цветного пламени. Создание
цветных огней с использованием бертолетовой соли и хлорноватой кислот
произвело переворот в фейерверочных искусстве . Новые фейерверочных
составы, дают чистое , насыщенное , яркое цветное пламя , и сделанные на
их основе контурные свечи позже с успехом заменили дорогие и громоздкие
фитильные щиты и декорации с тусклым цветным огнем фитилей . Проведение
фейерверков становилось доступным частным лицам и небольшим
общественным организациям . Увеличение спроса на фейерверочных
представления и как следствие на фейерверки привело во второй половине
XIX века к резкому увеличению числа частных фабрик ,
специализировавшихся на изготовлении и проведении фейерверков. В начале
XX века широкое распространение получили небольшие фейерверочные
представления. Они устраивались на дачах , в городских парках и скверах
как частными лицами , так и различными обществами и учреждениями.
После
октябрьского переворота , в период с 1917 - го по 1943 изготовлением
фейерверочных изделий и проведением фейерверков в основном занимались
мастера - пиротехники , работавшие в парках культуры и отдыха и на
киностудиях . Фейерверочных представления были такими же , как и в
начале века , небольшими по масштабу , без пышных декораций , зрелищный
эффект обеспечивался за счет новых фейерверочных составов.
Первый
военный салют был дан 5 августа 1943 в ознаменование победы Красной
Армии над немецко - фашистскими захватчиками и освобождения городов Орла
и Белгорода. Салют был проведен с 96 орудий войск противовоздушной
обороны и 24 орудиями гарнизона Московского Кремля . В дальнейшем стало
традицией отмечать салютные залпы победы Красной Армии . Самый салют был
дан 9 мая 1945 , в День Победы , в Москве.
После войны эта традиция
укоренилась в культурной жизни советского общества , и салюты стали
проводить регулярно в дни общегосударственных праздников. Отечественными
предприятиями было разработано значительное количество салютных
выстрелов калибров 310 , 195 , 105 мм, с огненно - световыми и звуковыми
эффектами. В 1957 году отечественным предприятиям был дан заказ на
разработку новых фейерверочных изделий паркового плана для подготовки к
VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве. Грандиозные
фейерверочных представления были устроены к 50-летию Советской власти (
1967 год) , к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина (1970 год) , к
50-летию образования СССР (1972 год) , для этих праздников также
разрабатывались новые фейерверочных склады и изделия .
Новый качественный скачок в развитии отечественного фейерверочных искусства состоялся в 90 -е годы , когда в сложившихся экономических условиях предприятия- производители фейерверочных изделий были вынуждены расширить ассортимент и также стал возможен легальный импорт разнообразной пиротехники из КНР . Сегодня Китай является крупнейшим мировым производителем всех видов развлекательной пиротехники , китайские мастера ежегодно придумывают и воплощают новые эффекты , регулярное международное общение позволяет обмениваться опытом в сфере фейерверочных искусства .
Купить самые качественные фейерверки от торговой марки "Агенция Свято - фейерверк" Можно только в официальных магазинах этой торговой марки изготовителя фейерверков и другой пиротехники.